Семен Иванович Сафроненков
«В каждой деревне всегда найдётся человек, который занимается чем-то особенным, за что в народе обычно слывёт чудаком, вот он то и есть та «золотинка», без которой история Отечества нашего есть неполная».
В.П. Астафьев.
В селе Новая Солянка таким человеком был Семён Иванович Сафроненков. Многие жители нашего села, окрестных сёл и деревень помнят его как своего любимого учителя, наставника, одарённого человека, патриота Солянки.
Родился Семён Иванович в 1925 году на Брянщине. Его дед Фёдор отправился в Сибирь в поисках лучших земель, а когда нашёл в Рыбинском районе, то перетащил сюда всю семью. А семья по нынешним меркам была огромной, только одних детей было тринадцать. По тем временам это было обычное явление, и то, что выжило лишь шестеро ребятишек, тоже никого не удивляло. В 1933 году Семён пошёл в школу в Новой Солянке. Уже позже он посвятит ей тридцать пять лет. В 1940 году он оканчивает 7 классов и продолжает учиться. В 1941 году началась война. На фронт уходили мужчины, а в деревне оставались женщины и дети. Ушёл и отец Семёна. Вскоре в феврале 1942 года семья получила похоронку.
«…Когда над страной разразилась война,
Никто не остался в сторонке.
Всех взрослых мужчин подбирала она
И слала взамен похоронки…»
( С. И. Сафроненков.)
В 1943 году Семён Иванович добровольцем уходит на фронт. Ему ещё не было 18-ти лет. Сначала недолгая учёба в Астраханском пехотном училище, затем фронт. Воевал на Курской дуге. В одном из боёв он был тяжело ранен.
«…И нам, недавним малолеткам,
был за отцами путь один….
Но мы шутили не по-детски:
«Где тут дорога на Берлин?»
Бой первый был последним боем
Для тех ребят, что полегли.
Они не встанут перед строем,
Оставшись в памяти живых
Оглохший в грохоте разрывов,
Я по врагу стрелял.
Потом у вражеских окопов
В атаке раненый упал…»
(С. И. Сафроненков)
Долго лечился. Выжил, но война на этом для него не закончилась. После излечения воевал на Дальнем Востоке. Лишь в январе 1947 года демобилизовался, чтобы вернуться в родное село. Семён Иванович экстерном окончил Каннское педагогическое училище, а в 1948 году – курсы бухгалтеров промышленного учёта в техникуме. Не каждому это было под силу, обычно на это уходит несколько лет. Уже в августе 1948 года он принял первых учеников в Старосолянской начальной школе. Семён Иванович продолжает учиться. Окончил Красноярский государственный учительский институт, а затем и педагогический институт. В это время он работает учителем физики и астрономии в Новосолянской средней школе.
Новосолянская школа стала вторым домом, где он проводил всё свободное время. Готовил наглядные пособия для уроков, оформлял кабинет. Здесь у него раскрылся талант художника. В школе до сих пор сохранились портреты учёных и исторических деятелей работы Семёна Ивановича. Для сельского клуба он по своей инициативе нарисовал монументальное полотно с изображением советского герба. Вечерами в кабинете физики учитель и ребята рассматривали звёздное небо в телескоп и слушали рассказы о инопланетянах, совершали путешествия во времени. Семён Иванович с детьми конструировал летательные аппараты – самолёты и ракеты. Ученики мастерили и запускали их. Его уроки были неповторимы. Оценки он выставлял справедливо.
«…Я ставил в дневники отметки
Своей «карающей» рукой.
А после сам болел нередко
По-детски чувственной душой…»
(С. И. Сафроненков)
За его строгим взглядом скрывалась душевная доброта и ответственное отношение к своей учительской миссии. Может быть, за это его так любили ученики.
«Я строго вам в глаза гляжу, |
… Спешите слушать и смотреть, |
Очень многие выпускники уже давно закончившие школу и обустроившиеся в разных местах, приезжая в родную Солянку, прежде всего шли в школу, в кабинет физики, к учителю Сафроненкову со своими радостями, горестями и за советом. Это была традиция. Это был закон. И для каждого у него находились доброе слово, совет, просто шутка. Он никогда не пропускал ежегодные вечера встречи выпускников.
Вот как пишет он о таких встречах:
«Шли годы жизненных скитаний, |
Нам не забыть тех дней прекрасных, |
Семён Иванович всегда старался поддерживать связь со своими выпускниками, а они писали ему из разных уголков страны. Однажды его поздравил с праздником бывший ученик, который служил на Тихоокеанском флоте. Учитель ответил ему письмом, где написал ему целое стихотворение «Письмо бывшему ученику».
«Мой юный друг на флоте служит. |
… Пусть не покажется случайным, |
Это письмо имело продолжение. Бывший ученик показал послание Семёна Ивановича своему командиру. Офицер расчувствовался и отправил матроса в отпуск. Он попросил передать Семёну Ивановичу огромную благодарность за стихотворение.
Но настало время, когда Семёну Ивановичу пришлось оставить любимую работу и выйти на заслуженный отдых. Давали о себе знать старые раны, трудные послевоенные годы и профессиональная деятельность.
Однако просто сидеть без дела он не мог, не в его это было характере. Начал писать рассказы-воспоминания о своей семье, о голодных 30-40х годах, о фронте. В его творчестве огромное место занимала поэзия. Его стихи были посвящены Солянке, её людям, ученикам. В этом он чувствовал своё предназначение.
Он воспевал родную природу. Заядлый рыбак и охотник, Семён Иванович посвящает природе и сельской жизни целый цикл стихотворений.
«Есть прелесть в жизни деревенской, |
… Когда тоска одолевает, |
Ходил, летал, бывал на море –
Таков уж наш двадцатый век.
И только здесь я что-то стою,
Лишь здесь я — нужный человек»
Другое направление его творчества «Трагедия века» посвящено войне. «Окопная правда» Семёна Ивановича – это чувства и поступки война — защитника Отечества, простого солдата, который решал ратные государственные задачи на крошечном участке фронта Великой войны, как и все его земляки – солянцы. Им он посвящает стихотворение «Солянский батальон»:
«Их было три сотни, почти батальон, |
Под Ржевом зимою в пургу и мороз |
В 1981 году в Солянке открывается памятник войнам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Старый солдат пишет в честь этого события стихотворение «Памятник». Он посвящает его всем погибшим солдатам, всем защитникам Родины. Очень часто Семёна Ивановича можно было видеть у памятника, где он долго стоял и о чём-то думал. Конечно, он вспоминал войну, вспоминал боевых друзей и думал о будущем. Он знал цену жизни.
«Пускай здесь не было боёв,
Не прорывались вражьи танки.
В одном из лучших уголков
Воздвигнут памятник в Солянке.
За плечи вскинув автомат,
И с обнажённой головою
Стоит, задумавшись, солдат-
Он только вышел с поля боя…
…Пусть он недвижен, пусть молчит.
Сержант, солдат – суть не в званье,
Погибшим в память он стоит,
А всем живущим — в назиданье».
Семён Иванович сотрудничает с районной газетой «Голос времени», большое время проводит в школьной библиотеке. В школе организуются творческие встречи не только с учениками, но и с жителями Новой Солянки и Рыбинского района. В середине 90х годов Семён Иванович сильно заболел, но был в этом человеке крепкий стержень: вера в жизнь и огромная любовь к людям, особенно к детям. Поэтому так важна для него была человеческая память, которая не давала ему покоя, а мысли ложились на бумагу: «…Старею. Всё чаще болею, В это же время в школьной библиотеке совместно с Семёном Ивановичем проводится работа по подготовке материалов для издания его сборника стихов. Он продолжает писать стихи, стареется больше оставить свои мысли и переживания на листах бумаги. В это время появляется стихотворение «Думы старого учителя». |
«… Когда-то мерил жизнь годами. |
Сменяют дни одни, другие |
В 1997 году по заказу главы Рыбинского района Колесова Сергея Михайловича и при поддержке генерального директора ОАО «Разрез «Бородинский» А.А. Концевого (бывшего выпускника школы) вышел сборник стихов С.И. Сафроненкова «Тут закаты дивные».
В сборнике были помещены стихи о родном селе Солянка, о людях, живущих в нём, о школе, в которой учился и работал автор.
Этот сборник – дань уважения учителю-фронтовику, человеку многих творческих дарований, воспитавшему несколько поколений учеников.
1 марта 1998 года Семёна Ивановича Сафроненкова не стало, но остались стихи и добрая память о замечательном человеке солянской земли.
«Людей неинтересных в мире нет
Их судьбы – как истории планет.
У каждой есть особое, своё
И нет планет, похожих на неё»
Е. Евтушенко.